Немного о Вятском.
Село Вятское расположено на р. Ухтоме. На начало XXв. в нём насчитывалось 160 дворов, 840 человек жителей. Одно из первых упоминаний о с. Вятское датируется 1502 годом (см. статью "Из летописи Ярославских сел и деревень"). В селе 2 церкви начала XVIIIв., волостное правление с начальной школой при нём, народное училище 2 ступени (ВНУ), построенное в 1908 г., бесплатная народная библиотека, земская больница, 2 богодельни (Кокинская - основанная в 1866 г. петербургским купцом из крестьян Вятской вол. Кокиным и Кундышево-Володинская женская, основанная также петербургским купцом Кундышево-Володиным, уроженцем Вятской волости).
Вятское - богатое торговое село, где во II половине XIX - нач. XX вв. проводились знаменитые еженедельные базары. На базары жители села Вятское и крестьяне окрестных деревень привозили в большом количестве огурцы, капусту, а также лён, рожь, картофель, кроме этого торговали корьём, холстом, деревянной посудой, гончарными и плетёными из ивы изделиями.
В селе Вятское и близлежащих деревнях разводили племенной и молочный скот ежегодно до 2 тыс. голов.
Но особенно славилось с. Вятское и прилежащие деревни промышленным огородничеством. Развитию его во многом способствовали переселенцы из огородных районов Ростовского уезда.
По приблизительным расчётам на 1920-е годы число лиц занимающихся огуречным промыслом составляло 600-700 человек на площади около 150 десятин, ежегодный сбор знаменитого Вятского овоща доходил до 30 млн. штук огурцов. До 1914 г. культура огурцов с каждым годом расширялась, затем сократилась, а в годы НЭПа снова процветала. Развит этот промысел и в настоящее время.
Сбыт огурцов, обычно в сыром виде, производили на местных базарах, но большую часть вывозили в столицы, Ярославль, Кострому, Вологду, Архангельск и другие северные города. В солёном виде огурцы сбывали в незначительном количестве. Были случаи отправки солёных огурцов за границу, например, в Швецию в 1610 г.
По воспоминаниям старожилов д. Кадниково Бородиных один из скупщиков огурцов, уроженец г. Вологды Рюмин получил золотую медаль за отличное качество солёных огурцов 25-летней давности.
Сбыт огурцов в дальние города был в руках скупщиков. Скупщики были как местные, так и приезжие: СП. Витушкин, житель села Вятского, Бардин, Рюмин из г. Вологды, Никонов А.И. из Архангельска.
Между ними была конкуренция, каждый стремился скупить первым все огурцы, привезённые на местный базар. Крестьяне привозили огурцы на базар в телегах, иногда россыпью, иногда в мешках. Огурцы шли на счёт. Ранние, первые огурцы лучшего качества обычно составляли 4-4,5 тыс. на телеге, поздние - 7 тыс.
Скупив товар, торговец заставлял крестьян самих отвозить на ст. Пучково, Путятино, где уже ждали вагоны, нанятые скупщиками. Через Путятино в 1920-е гг. ежегодно отправлялось 820 т огурцов из Вятского и Середского районов, в 1906-1907гг. - 8190 тонн.
Огуречным промыслом занимались обычно женщины. Существовала своя технология выращивания рассады в 5-6 дней: замачивали семена и ставили на печку, в тепло, затем брали лотки или доски, насыпали перегной, рассыпали поштучно зёрна, прикрывали землёй или лопухами и тряпкой, и снова ставили в тепло на печку. Через ночь появлялись ростки, иногда снимали лотки и ставили их к свету. Один-два дня и крепкую рассаду вывозили в поле прямо на досках или в лотках.
Мужское население с. Вятского на летний период уходило на заработки в столицы особенно в Петербург. Традиционными были строительные специальности, характерные для Даниловского уезда: печники, кровельщики. Ремесло передавалось по наследству. Так мужчины семьи Ширкиных были печниками, также как и мужчины семьи Солодовниковых, а представители семейства Давыдовых (уроженцы д. Нестерково, близь с. Вятского) -кровельщики, также как Голодухин, родственник Ширкиных, проживавший постоянно в Любани, затем в Петербурге, Постниковы.
Обучались мастерству в артелях в Петербурге, уходя ещё мальчиками, лет с 11-14.
Артели обычно создавались своими односельчанами, которые нередко выступали подрядчиками и по имущественному положению были людьми нередко зажиточными, имеющими свои дома. Подрядчиком был Давыдов Михаил Ильич из д. Нестерково, Солодовников из с. Вятское, Терентьев. В с. Вятское сохранились дома подрядчиков Крапивина, Сорокина.
Есть каменные дома, принадлежавшие ранее торговцам с. Вятское Лядову (торговал бакалеей), Галочкину И.И. и др. Старожилы называли торговцами Москалёва, Ложкина Гаврила Александровича - торговцев мелочными товарами, Зелинского Василия Николаевича -владельца ресторана.
Однако с. Вятское вошло в историю края не только как торговое село, но и как один из центров торгового огородничества.
С этим селом связана одна из страниц революционного движения Ярославской губернии 70-х годов XIX в., движения народников.
С 1872 по 1874 гг. с. Потапово, близ с. Вятске, имение народника А.И. Иванчина-Писарева становится центром пропаганды среди крестьян в Поволжье. Здесь была открыта школа для обучения крестьянских детей, а затем, осенью 1873 г. артельная столярная мастерская, в которой велась революционная пропаганда. Беседы проводили А.И. Иванчин-Писарев, земский врач с. Вятское И.И. Добровольский, акушерка с. Вятское Потоцкая, а также приезжавшие члены московского народнического кружка О.Г. Алексеева, Д.Л. Клеменц, Н.А. Саблин, И.К. Львов, И.Ф. Селиванов и Н.А. Морозов, впоследствии один из членов исполнительного комитета партии "Народная воля".
В мастерскую к пропагандистам собирались иногда до 50 чел. из ближайших деревень, среди них был житель д. Кадниково Бородин Александр Николаевич - ученик мастерской, уроженец д. Манжаково Зиновьев Иван Яковлевич, печник по профессии. В селах Вятское и Середа были открыты лавки для продажи изготовляемой в мастерской продукции, в которых продавалась и нелегальная литература. В с. Вятском лавка была в доме по ул. Ярославской. Участвовали в сходках, народных гуляниях, устраиваемых революционерами-народниками и жители с. Вятского.
Когда правительству стало известно о революционной пропаганде в р-не с. Потапово и начались аресты, то по делу народников в качестве свидетелей был вызван в Петербург и житель с. Кадниково Бородин Александр Николаевич, который присутствовал на суде. Проходил по делу народников и житель д. Манжаково Зиновьев Иван Яковлевич.
Фото.
Вид уставший, так как встала рано. Искупались в купели, поэтому на последних фотографиях волосы мокрые.
Больше фотографий здесь
Село Вятское расположено на р. Ухтоме. На начало XXв. в нём насчитывалось 160 дворов, 840 человек жителей. Одно из первых упоминаний о с. Вятское датируется 1502 годом (см. статью "Из летописи Ярославских сел и деревень"). В селе 2 церкви начала XVIIIв., волостное правление с начальной школой при нём, народное училище 2 ступени (ВНУ), построенное в 1908 г., бесплатная народная библиотека, земская больница, 2 богодельни (Кокинская - основанная в 1866 г. петербургским купцом из крестьян Вятской вол. Кокиным и Кундышево-Володинская женская, основанная также петербургским купцом Кундышево-Володиным, уроженцем Вятской волости).
Вятское - богатое торговое село, где во II половине XIX - нач. XX вв. проводились знаменитые еженедельные базары. На базары жители села Вятское и крестьяне окрестных деревень привозили в большом количестве огурцы, капусту, а также лён, рожь, картофель, кроме этого торговали корьём, холстом, деревянной посудой, гончарными и плетёными из ивы изделиями.
В селе Вятское и близлежащих деревнях разводили племенной и молочный скот ежегодно до 2 тыс. голов.
Но особенно славилось с. Вятское и прилежащие деревни промышленным огородничеством. Развитию его во многом способствовали переселенцы из огородных районов Ростовского уезда.
По приблизительным расчётам на 1920-е годы число лиц занимающихся огуречным промыслом составляло 600-700 человек на площади около 150 десятин, ежегодный сбор знаменитого Вятского овоща доходил до 30 млн. штук огурцов. До 1914 г. культура огурцов с каждым годом расширялась, затем сократилась, а в годы НЭПа снова процветала. Развит этот промысел и в настоящее время.
Сбыт огурцов, обычно в сыром виде, производили на местных базарах, но большую часть вывозили в столицы, Ярославль, Кострому, Вологду, Архангельск и другие северные города. В солёном виде огурцы сбывали в незначительном количестве. Были случаи отправки солёных огурцов за границу, например, в Швецию в 1610 г.
По воспоминаниям старожилов д. Кадниково Бородиных один из скупщиков огурцов, уроженец г. Вологды Рюмин получил золотую медаль за отличное качество солёных огурцов 25-летней давности.
Сбыт огурцов в дальние города был в руках скупщиков. Скупщики были как местные, так и приезжие: СП. Витушкин, житель села Вятского, Бардин, Рюмин из г. Вологды, Никонов А.И. из Архангельска.
Между ними была конкуренция, каждый стремился скупить первым все огурцы, привезённые на местный базар. Крестьяне привозили огурцы на базар в телегах, иногда россыпью, иногда в мешках. Огурцы шли на счёт. Ранние, первые огурцы лучшего качества обычно составляли 4-4,5 тыс. на телеге, поздние - 7 тыс.
Скупив товар, торговец заставлял крестьян самих отвозить на ст. Пучково, Путятино, где уже ждали вагоны, нанятые скупщиками. Через Путятино в 1920-е гг. ежегодно отправлялось 820 т огурцов из Вятского и Середского районов, в 1906-1907гг. - 8190 тонн.
Огуречным промыслом занимались обычно женщины. Существовала своя технология выращивания рассады в 5-6 дней: замачивали семена и ставили на печку, в тепло, затем брали лотки или доски, насыпали перегной, рассыпали поштучно зёрна, прикрывали землёй или лопухами и тряпкой, и снова ставили в тепло на печку. Через ночь появлялись ростки, иногда снимали лотки и ставили их к свету. Один-два дня и крепкую рассаду вывозили в поле прямо на досках или в лотках.
Мужское население с. Вятского на летний период уходило на заработки в столицы особенно в Петербург. Традиционными были строительные специальности, характерные для Даниловского уезда: печники, кровельщики. Ремесло передавалось по наследству. Так мужчины семьи Ширкиных были печниками, также как и мужчины семьи Солодовниковых, а представители семейства Давыдовых (уроженцы д. Нестерково, близь с. Вятского) -кровельщики, также как Голодухин, родственник Ширкиных, проживавший постоянно в Любани, затем в Петербурге, Постниковы.
Обучались мастерству в артелях в Петербурге, уходя ещё мальчиками, лет с 11-14.
Артели обычно создавались своими односельчанами, которые нередко выступали подрядчиками и по имущественному положению были людьми нередко зажиточными, имеющими свои дома. Подрядчиком был Давыдов Михаил Ильич из д. Нестерково, Солодовников из с. Вятское, Терентьев. В с. Вятское сохранились дома подрядчиков Крапивина, Сорокина.
Есть каменные дома, принадлежавшие ранее торговцам с. Вятское Лядову (торговал бакалеей), Галочкину И.И. и др. Старожилы называли торговцами Москалёва, Ложкина Гаврила Александровича - торговцев мелочными товарами, Зелинского Василия Николаевича -владельца ресторана.
Однако с. Вятское вошло в историю края не только как торговое село, но и как один из центров торгового огородничества.
С этим селом связана одна из страниц революционного движения Ярославской губернии 70-х годов XIX в., движения народников.
С 1872 по 1874 гг. с. Потапово, близ с. Вятске, имение народника А.И. Иванчина-Писарева становится центром пропаганды среди крестьян в Поволжье. Здесь была открыта школа для обучения крестьянских детей, а затем, осенью 1873 г. артельная столярная мастерская, в которой велась революционная пропаганда. Беседы проводили А.И. Иванчин-Писарев, земский врач с. Вятское И.И. Добровольский, акушерка с. Вятское Потоцкая, а также приезжавшие члены московского народнического кружка О.Г. Алексеева, Д.Л. Клеменц, Н.А. Саблин, И.К. Львов, И.Ф. Селиванов и Н.А. Морозов, впоследствии один из членов исполнительного комитета партии "Народная воля".
В мастерскую к пропагандистам собирались иногда до 50 чел. из ближайших деревень, среди них был житель д. Кадниково Бородин Александр Николаевич - ученик мастерской, уроженец д. Манжаково Зиновьев Иван Яковлевич, печник по профессии. В селах Вятское и Середа были открыты лавки для продажи изготовляемой в мастерской продукции, в которых продавалась и нелегальная литература. В с. Вятском лавка была в доме по ул. Ярославской. Участвовали в сходках, народных гуляниях, устраиваемых революционерами-народниками и жители с. Вятского.
Когда правительству стало известно о революционной пропаганде в р-не с. Потапово и начались аресты, то по делу народников в качестве свидетелей был вызван в Петербург и житель с. Кадниково Бородин Александр Николаевич, который присутствовал на суде. Проходил по делу народников и житель д. Манжаково Зиновьев Иван Яковлевич.
Фото.
Вид уставший, так как встала рано. Искупались в купели, поэтому на последних фотографиях волосы мокрые.
Больше фотографий здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий